Новоарбатский мост - Щелкните фото, чтобы закрыть окно

Новоарбатский мост через реку Москву, соединяющий улицу Новый Арбат и Кутузовский проспект (на фото) – один из первых мостов в России с уникальным цельносварным сталежелезобетонным пролетным строением и обжатой высокопрочной арматурой плитой проезжей части. Он построен в 1956-57 г.г. Мостоотрядом № 4 Минтрансстроя по проекту М. С. Руденко (институт «Гипротрансмост»). Мост пересекает русло реки и набережные тремя пролетами длиной 72,6+108,04+72,6 м под углом в плане 73,5°. Подходами к мосту служат железобетонные эстакады длиной 90 и 158 м, внутри которых размещены закрытые стоянки автомобилей. 

Русловое пролетное строение состоит из 12-ти главных балок высотой от 2.48 до 3.23 м. По верхним и нижним поясам главные балки объединены железобетонными плитами, включенными с ними в совместную работу. Над промежуточными опорами (на участках длиной по 47,1 м) верхняя плита обжата высокопрочной арматурой из 48 пучков по 39  прядей в каждом, что позволило рассматривать ее в расчетах в составе сечения стальных балок на всем их протяжении и достичь рекордно низкого расхода стали – менее 300 кг/м2.

Кроме автотранспорта и пешеходов, по мосту проходят множество городских инженерных сетей, обеспечивающих жителей города водой, теплом, газом, энергией и связью. Все эти коммуникации расположены между балками и под тротуарами моста.

К началу 2000-х годов назрела острая необходимость проведения капитального ремонта  моста в виду крайне неудовлетворительного его технического состояния и снижения грузоподъемности моста (по данным эксплуатационной организации) до класса К=2 по нормативной схеме АК (заметим, что минимальный нормируемый класс грузоподъемности мостов не ниже К=8).  Основными причинами неудовлетворительного состояния явились комплекс взаимосвязанных разрушительных процессов: ползучесть бетона плиты проезжей части, провисание пролетного строения на 10-15 см, нарушение водоотвода и гидроизоляции, развитие коррозионных повреждений стальных и железобетонных конструкций.

Постановлением Правительства г. Москвы Государственному унитарному предприятию «Дирекции Заказчика «ГУП «Гидромост» Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства было поручено выступить заказчиком капитального ремонта моста.  Проект ремонта разработан фирмой ООО «Гвин-Пин». Ремонтно-строительные работы выполнены генподрядчиком АО «Мостотрест» и привлеченными субподрядными организациями: Мостоотряд №4, ООО «Пелискер», ООО «Дефшов» и целым рядом специализированных строительно-монтажных управлений.

На основании глубоких предпроектных проработок в качестве наиболее оптимального было принято и ободрено Мосгорэкспертизой решение по сохранению и усилению руслового пролетного строения, замене сборных плит проезжей части и элементов мостового полотна, ремонту (санации) железобетонных конструкций подходных эстакад и переборке гранитной облицовки.

Капитальный ремонт сооружения выполнен в период с апреля 2003 по октябрь 2004 г. в два этапа с последовательным переключением движения и переносом контактной сети на свободную половину моста.

Уникальность моста потго эффекта.ных работ, а некторые из них не позволили в полной та боту с главными балками в зоне дейстребовала неординарных технических решений и применение современных технологий. К их числу относится усиление сталежелезобетонного пролетного строения путем регулирования в нем усилий с помощью пучков высокопрочной арматуры «Monostrand» с усилием натяжения по 150 т, расположенных в уровне нижнего пояса.

Сборно-монолитная плита проезжей части на участке действия положительных изгибающих моментов была разобрана и после натяжения новых пучков восстановлена в монолитном варианте (962 м3) и включена в совместную работу со стальными балками с помощью оригинального отечественного изобретения – гребенчатых упоров.

При ремонте железобетонных конструкций использовались современные технологии, обеспечивающие санацию (удаление вредных солей) бетона и снижение коррозионной активности арматуры. Для восстановления утраченных поверхностей железобетона и защиты арматуры использовались современные технологии и материалы на основе сухих смесей заводской готовности с гарантированным качеством: «Структурит 300», «БИРС», «Консолит» и др.. Всего в ходе ремонта санации подверглись различные железобетонные конструкции на общей площади 3306 м2, заинъектировано – 844 пм трещин.

При ремонте мостового полотна была полностью заменена гидроизоляция (29753 м2), дорожная одежда и покрытие тротуаров (39328 м2), чугунное перильное ограждение (514 м) и тротуары (4575 м2), гранитная облицовка опор и стен отремонтирована на площади 4120 м2.

Помимо основных работ, в ходе ремонта выполнен значительный объем сопутствующих работ, несвязанных напрямую с восстановлением потребительских свойств моста, но обусловленных различными требованиями федеральных и городских организаций и служб. К их числу относятся переносы и реконструкция инженерных сетей (6,8 км), средств наружного освещения (250 м), обеспечение и организация непрерывного движения на время выполнения капитального ремонта в две стадии (строительство временных дорог и съездов-въездов, светофорных объектов регулирования движения, камер теленаблюдений и др.).

Всего стоимость капитального ремонта в текущих ценах (без учета НДС) составила 594 млн. руб., из них сопутствующих работ – 262 млн. руб. (44%). Заметим, что замена пролетных строений обошлась бы налогоплательщику в 1500-2000 млн. руб.

Таким образом, в результате капитального ремонта удалось главное – с минимум затрат сохранить уникальное сооружение в первозданном виде, обеспечив требуемые современные нормами параметры его потребительских свойств и прежнюю архитектурную выразительность.